«Я убеждён, что студент не является объектом, на которого направлен образовательный процесс, студент - это субъект взаимоотношений, который должен иметь возможность участия в управлении образовательной организацией, особенно той, которой он платит деньги за обучение. Странно обучать студентов, не собирая обратную связь и не совершенствуя подходы по ее итогам. С 2016 года 79 тысяч студентов оценивают качество образования, и если в 2016 году недовольными были 32,6% студентов, то в 2020 году их уже почти половина - 47,2%. И это крайне негативный тренд. Сегодня многое сделано для поддержки вузов: строятся новые общежития, студенческие кампусы, бассейны, но важно прислушиваться к мнению самих учащихся. Ректорат не всегда может видеть проблемы на конкретной кафедре, при том, что они могут копиться годами, формируя негативное отношение к сфере образования, и к государству в целом среди студентов. Сигнализировать о проблемах могут сами студенты, если у них будет понятный интерфейс», - отметил он.
Инициативу об участии студентов в образовательном процессе поддержал и руководитель Всероссийского студенческого проекта «Качество образования» Олег Цапко. Он добавил, что если у вуза нет запроса на мнение студентов, то у них нет мотивации что-либо менять в процессе обучения. Система работает, лишь когда студенты понимают, что их предложения приводят к принятию конкретных решений. При этом важно выстроить коммуникацию не против преподавателей, а вместе с ними. Он утонил, что несколько лет назад вузам уже было рекомендовано внедрить процедуры оценки качества обучения, но эта практика не стала общепринятой.
Дмитрий Афанасьев, заместитель Министра высшего образования и науки Российской Федерации, отметил, что при оценке качества образования важно «договориться о терминах» и решить, что именно оценивается и что понимается под качеством. Он заявил, что Министерство высшего образования и науки поддерживает эту инициативу и, если в нормативной базе есть барьеры для учета мнения студентов в оценке качества образовательного процесса, то министерство готово изменить её. Дмитрий Афанасьев также предложил совместно проанализировать существующий опыт университетов и обобщить его для тиражирования и стандартизации.
Светлана Кочетова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации добавила, что согласно изменению в законе «Об образовании» будет осуществлен переход от формальной процедуры аккредитации к независимой оценке качества подготовки обучающихся. Более того, в «Долгосрочной программе содействия занятости молодежи до 2030 года» одним из показателей того, почему студенты не трудоустраиваются, является низкое качество подготовки обучающихся. Светлана Кочетова заявила, что Рособрнадзор поддерживает инициативу и считает, что итоги оценки образовательного процесса вуз должен направлять не только студентам, но и своим учредителям. По ее мнению, результат оценки качества со стороны студентов можно внести в перечень критериев аккредитации университета. Он также должен влиять на объём получаемого вузом государственного финансирования.
Идею поддержала и Галина Мотова, директор Ассоциации «Гильдия экспертов в сфере профессионального образования», подчеркнув, что студенты должны иметь право и возможность получать независимую объективную оценку качества получаемого образования и участвовать в экспертизе качества образовательных программ. Глеб Узунов, директор эндаумент-фонда НИТУ «МИСиС», заметил, что такая практика уже существует и успешно внедрена в НИТУ «МИСиС» благодаря проектам «Открытый ректорат» и «Диалог в деталях».
Давид Арутюнян, руководитель общественного движения «Студенты Москвы» в качестве инструментов по повышению роли студентов в оценке качества образования предложил регулярно проводить опросы и анкетирования. Он пояснил, что так студенческое сообщество сможет участвовать в управлении вузом, а руководство получать обратную связь для выстраивания дальнейшей стратегии своего развития.
Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно - образовательная политика», добавил, что ректоры готовы дать студентам больше прав в оценке качества образования и участия в программе университетом, но считают, что сами студенты еще не готовы. Он уверен, что нужно больше доверять студентам и вовлекать их не в «галочные голосования» на заседаниях ученого совета, а в реальное положение дел университета.
По итогам обсуждения Артем Метелев озвучил план действий для решения проблемы: «Оценка качества образования должна быть рабочей нормой, а не декларацией. Причем, оценка может быть не только со стороны студентов, но и работодателей. Для решения проблемы мы в ближайшее время проанализируем опыт университетов, на основе которого разработаем методику оценки и порядок проведения такой процедуры. Затем мы подготовим необходимые изменения в нормативные акты, закрепляющие обязательное проведение студентами оценки качества образовательного процесса».